Человек позади Мастера

Человек позади Мастера Лайфстайл

Кристина Тужарова является автором нашей постоянной рубрики «История искусства» и читает лекции на тему любителей. Накануне 140-летия Владимира Димитрова-Мастера вышла в свет ее иллюстрированная детская книга «За Мастера красок».

Кристина, на ваш взгляд, достойно ли отмечают юбилей Мастера, имея в виду выставку с портретами трансгендерных болгарок в качестве его моделей?

Эта выставка появляется очень вовремя, но я не думаю, что она связана с чествованием Владимира Димитрова-Мастера, которое достойно отмечается в галерее в Кюстендиле большой выставкой небывалых картин и в Городской галерее в Софии работами Мастер войны. Выставка, о которой вы говорите, привлекает внимание не к Мастеру, а совсем в другую сторону.

Человек позади Мастера

В современном искусстве реакция публики часто является важной частью работы, и этот проект направляет свое внимание именно на нас, своих зрителей. Искусство — не изолированное явление, или, как выразился Василий Кандинский: «Всякое искусство — дитя своего времени». В данном случае время, когда национализм и гомофобия повседневны, в отличие от мира, который пытается быть терпимым ко всем различиям, чтобы объединиться и выжить, сталкиваясь с совершенно новыми вызовами. Другой вопрос, какова цель этой провокации, точнее сенсации. Если концепция состоит в защите прав трансгендеров, то своим способом подачи автор обрекает свое дело на провал. Наверное, единственная ее роль, без цели, на лакмусовой бумажке. А Мастер есть Мастер, никто не может отнять у него ни искусства, ни чести, ни благородства характера. Кроме того, он любил посмеяться, я думаю, он бы вдоволь посмеялся над суетой вокруг этого шоу.

Человек позади Мастера

Есть разные версии, почему его называют Мастером. Во-первых, он сам обращался к людям как к «хозяевам». Во-вторых, его так называют однокурсники, потому что он выигрывает все студенческие соревнования. Что правда?

В данном случае, я думаю, оба утверждения могут быть верными. О Мастере рассказывают множество легендарных историй или так называемых анекдотов. Правда это или нет, но они выдерживают испытание временем, поэтому важны при формировании его имиджа. Правда, Мастера все называли «мастером», но свои письма и открытки он подписывал «Владимир Димитров, живописец» или «Художник», иногда «Он». Он никогда не подписывал свои картины, не считал важным личность художника. И да, он действительно выигрывал конкурсы в Школе рисования и поэтому может позволить себе содержать мать и сестру и ездить в разные европейские столицы, чтобы увидеть искусство других «мастеров», или, как он выражается, «этих». чудеса».

В 1923 году Владимир Димитров подписал контракт с американским меценатом доктором Джоном О. Крейном. Расскажите подробнее об этой сделке. Известна ли судьба картин, купленных Крейном?

В 1922 году Мастер уехал в Рим. Болгарин, окончивший Гарвард вместе с братом Джона Крейна и работавший американским корреспондентом в Риме, познакомил Учителя с Крейном. Семья Журавли имеет славянские корни и традиции в меценатстве. Например, чешского художника Альфонса Муху поддерживают.

Когда Мастер познакомился с Крейном, американец был консулом в Праге, позже, в 1930-е годы, переехал в Италию, а начало Второй мировой войны застало его в Риме. Следы картин Мастера теряются между Прагой, Римом и Нью-Йорком. В начале 70-х их начала искать Людмила Живкова. По этому поводу в госархиве имеется переписка от 1972 года. Там мы читаем, что, к сожалению, у Журавля у Мастера ничего не сохранилось — кроме автопортрета художника, который был передан нашему правительству. Когда Крейн уезжал из Праги, он хранил там свои работы, но, по его словам, ничего не сохранилось. Он говорит, что в Риме могут быть картины, которые он попытается найти. Крейн считает возможным иметь 1-2 картины в США, и если он их найдет, то отправит в Болгарию. В переписке говорится, что предпринимаются попытки найти картины в Праге. Последний раз Крейн и Мастер встречались в 1930 году. Когда Джон Крейн посетил Болгарию в 1974 году, Мастера уже не было в живых. В интервью газете «Пульс» в том же году Крейн сказал, что нашел в Риме несколько картин и набросков, которые считал утерянными и которые он жертвовал нашей стране. Что касается картин, находящихся в Болгарии, то нам повезло, что Мастер был нанят в качестве синекуры государством после 1930 года и абсолютно честно передал все картины, кроме тех, что подарил соседям и друзьям. Например, «Портрет дарителей Андона и Стойны Вячевых» давно хранится в школе села Шишковцы. Сегодня школа в руинах, портрет был украден, но позже найден и сегодня хранится в ПГ — Кюстендил.
Однако я читал, что в Белом доме есть две его картины.

Я слышал об этих картинах от многих людей, но мой визит в Белый дом приближается, если я увижу картины, я обещаю поделиться новостью с вами первым.

Человек позади Мастера

Был ли он толстовским мастером?

Толстой, марксизм, анархизм — вот некоторые из идей того времени. Мастер по-своему смешивает элементы трех учений в своей религии. В ранние годы толстовство было ближе всего к его мировоззрению. Один из его лучших друзей Никола Венетов — один из основателей знаменитой толстовской коммуны в Ясной Поляне (тогда село Айлан Кайряк) в Страндже. Есть версия, что сам Толстой погиб по дороге в болгарскую Ясную Поляну. Однако о практическом применении толстовства в Мастере не может быть и речи. Он считает, что современные условия и устройство человеческой натуры не позволяют строго соблюдать раннехристианские идеалы и «этику непротивления» толстовству. С приходом Сталина к власти в России анархисты и толстовцы были отправлены в Сибирь, и толстовство постепенно растворилось в общественном сознании. В конце своей жизни Мастер стал все более убежденным коммунистом, он даже перестал рисовать в течение последних 8 лет своей жизни, потому что не мог войти в стиль социалистического реализма. В конце концов, он верит в «совершенное благо», в «царство Христа на земле», в «анархизм Христа».

Связано ли его толстовство с его почти отшельническим существованием и с тем, что он не заводит семью?

Нет, у толстых нет ограничений на брак. Мастер говорит, что женат на своем искусстве, что не может позволить себе проводить время с семьей. Я думаю, что люди из Шишковцев стали ему родными.

Человек позади Мастера

Насколько он моден для своего времени как художник? Что делает его таким особенным?

Мастер действительно очень особенный, я бы не стал отделять личность от его искусства. Лично для меня его сила заключается в исключительных способностях художника в сочетании с сильной чувствительностью к цвету и чувством ритма. В его картинах есть ритм, как в вышивке, ковре или как в народной музыке, которую он очень любит. Конечно, это лишь инструменты в руках художника, с помощью которых он может выразить неуловимую для чувств, как он говорил, «вечную красоту», которую мы видим на иконах живописцев прошлого или в Мадоннах современности. Рафаэль.

Человек позади Мастера

Где можно увидеть больше всего картин Мастера?

В галерее Мастера в Кюстендиле. Я рекомендую эту ухоженную и аккуратную галерею. Дом мастера в селе Шишковцы – образец одного из лучших домов-музеев страны. Картины Мастера есть в Национальной галерее в Софии, в галереях Сливена и Велико Тырново, почти в каждой галерее страны есть картина Мастера. Картина «Девушка с яблоками», например, находится в Бургасе, но любопытно, что ее показывают только в зимние месяцы. Всем, кто интересуется Мастером вне клише, рекомендую книгу Димитара Аврамова «Мастер и его время», ее можно найти в библиотеках.

Если бы вы могли купить одну из картин Мастера, чтобы смотреть каждый день, какую бы вы выбрали?

Это будет сложный выбор, возможно, картина с яблоками и грушами. Здесь примечателен способ смешивания цветов, которые вообще нельзя смешивать, например красного и зеленого. Наше зрение не может воспринимать вместе цвета, противоположные по цветовому спектру, такие как красный и зеленый, поэтому, смешивая их, мы видим коричневый. Чтобы было понятнее — нет оранжево-синего, красно-зеленого или фиолетово-желтого цвета. Я думаю, что Мастеру удается сочетать эти противоположные цвета и таким образом преодолевать или использовать недостатки нашего цветового зрения.

Откуда ваш особый интерес к Мастеру?

Еще 4-5 лет назад я не интересовался болгарским искусством. В то же время я думал, что знаю Мастера, все знают Мастера. Только в последние два года я узнал, что ничего не знаю о нем, как и о многих других болгарских художниках. Прочитав доступную литературу, просмотрел архивы в Софии и Кюстендиле, был в Свиштове, Кюстендиле и Шишковцах, у меня осталось еще много вопросов и неясностей из его биографии.

Понимают ли дети вашу книгу о Мастере?

Мастер — частый гость в студии «История искусств + Живопись для детей». Там родилась идея детских книг для болгарских художников. Дети прирожденные художники, они приходят в восторг, когда открывают книгу и видят расставленную палитру готовых к рисованию красок. Думаю, их действительно заинтриговал образ этого одухотворенного фрика с неизменной бородой и шляпой. Они любят рассказы о том, как Мастер продал свою бороду и на эти деньги расплатился за стихи жителей села, или прошёл пешком из Кюстендила в Софию, чтобы исполнить свою мечту об обучении в Рисовальной школе. Им нравится, что он был щедрым, внимательным и добрым ко всем.

У вас есть любимая мысль о Мастере?

Книга заканчивается такой его цитатой: «Едва добрался до этюдов, и жизнь ушла. Чтобы действительно овладеть ремеслом, нужно две жизни…» И юный читатель сказал по этому поводу: «Такие, как Мастер, должны прожить две жизни».

Источник: eva.bg


Оцените статью
Cooboo.ru